ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728
DOI: 10.11621/KPJ-25-03
Поступила: 28.10.2024
Принята к публикации: 20.02.2025
Дата публикации в журнале: 31.03.2025
Ключевые слова: толерантность; дошкольный возраст; социализация; коррекционно-развивающая программа; психодиагностика; экспериментальное исследование
Спицина О.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста: разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.42-57
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Изучение толерантности в современном обществе приобретает особое значение на фоне меняющейся социальной реальности. Толерантность рассматривается как важная ценностная установка и норма социального поведения, особенно в контексте роста нетолерантных форм поведения. Особое внимание следует уделить формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, когда происходит активное развитие социальных навыков.
Цель. Основной целью исследования является разработка программы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Это повысит их способность к социальному общению и уважению различных точек зрения.
Выборка. В исследовании приняли участие 78 детей в возрасте 5,5–6 лет из детского сада № 16 города Шадринска. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы для оценки эффективности программы.
Методы. Анализ литературы, математическая и статистическая обработка данных. Психодиагностические инструменты, методика «Сказка» К. Тейлора и «Диагностика форм общения» М.И. Лисиной, статистический анализ с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты. Исследование показало, что 38% детей имели низкую толерантность, 53% имели среднюю толерантность и только 9% имели высокую толерантность. На формирующем этапе разработана и протестирована программа коррекционного развития, включающая 24 групповых занятия, запланированных на три месяца (2–3 занятия в неделю). Результаты контрольного эксперимента показали значительные изменения уровней толерантности у детей экспериментальной группы: доля детей с высоким уровнем толерантности увеличилась на 10%, средний уровень увеличился на 19%, а количество детей с низким уровнем толерантности уменьшилось на 29%.
Выводы. Полученные в процессе исследования экспериментально-диагностические данные свидетельствуют о целесообразности внедрения этой программы в систему дошкольного образования, что потенциально способствует гармоничному развитию личности ребенка и его социализации.
Спицина О.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста: разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.42-57
Скопировано в буфер обмена
Скопировать