ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728

En Ru
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста: разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста: разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы

Скачать в формате PDF

DOI: 10.11621/KPJ-25-03

Поступила: 28.10.2024

Принята к публикации: 20.02.2025

Дата публикации в журнале: 31.03.2025

Ключевые слова: толерантность; дошкольный возраст; социализация; коррекционно-развивающая программа; психодиагностика; экспериментальное исследование

Для цитирования статьи

Спицина О.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста: разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.42-57

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2025

Спицина О.А. Шадринский государственный педагогический университет(Шадринск, Российская Федерация)

Аннотация

Актуальность. Изучение толерантности в современном обществе приобретает особое значение на фоне меняющейся социальной реальности. Толерантность рассматривается как важная ценностная установка и норма социального поведения, особенно в контексте роста нетолерантных форм поведения. Особое внимание следует уделить формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, когда происходит активное развитие социальных навыков.

Цель. Основной целью исследования является разработка программы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Это повысит их способность к социальному общению и уважению различных точек зрения.

Выборка. В исследовании приняли участие 78 детей в возрасте 5,5–6 лет из детского сада № 16 города Шадринска. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы для оценки эффективности программы.

Методы. Анализ литературы, математическая и статистическая обработка данных. Психодиагностические инструменты, методика «Сказка» К. Тейлора и «Диагностика форм общения» М.И. Лисиной, статистический анализ с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты. Исследование показало, что 38% детей имели низкую толерантность, 53% имели среднюю толерантность и только 9% имели высокую толерантность. На формирующем этапе разработана и протестирована программа коррекционного развития, включающая 24 групповых занятия, запланированных на три месяца (2–3 занятия в неделю). Результаты контрольного эксперимента показали значительные изменения уровней толерантности у детей экспериментальной группы: доля детей с высоким уровнем толерантности увеличилась на 10%, средний уровень увеличился на 19%, а количество детей с низким уровнем толерантности уменьшилось на 29%.

Выводы. Полученные в процессе исследования экспериментально-диагностические данные свидетельствуют о целесообразности внедрения этой программы в систему дошкольного образования, что потенциально способствует гармоничному развитию личности ребенка и его социализации.

Для цитирования статьи

Спицина О.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста: разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.42-57

Скопировано в буфер обмена

Скопировать