ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728
DOI: 10.11621/KPJ-24-10
Поступила: 06.09.2024
Принята к публикации: 14.11.2024
Дата публикации в журнале: 28.12.2024
Ключевые слова: развитие школ; практики партнерства; партнерство школа — вуз; профессиональное развитие учителей; программа развития; одаренные дети; дети с низкими образовательными результатами
Щетинина А.И., Павлова М.К., Цатрян М.А. Партнерства школы и вуза: анализ практик по развитию образовательных организаций в зарубежных странах. // Казанский педагогический журнал. 2024. № 3-4. c.86-102
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Мировая практика подтверждает важность внешних партнеров в развитии школ. Партнерства помогают школам получить дополнительное финансирование, внешнюю экспертизу, развить кадры, создать возможности для получения практического опыта учащимися. Одними из ключевых партнеров школ являются вузы. Однако, несмотря на разнообразие существующих форм и практик таких партнерств, до сих пор не проводилось системной работы по их анализу и обобщению накопленного опыта. Авторы статьи делают первый шаг в данном направлении, фокусируясь на анализе практик партнерств школа — вуз в развитых и развивающихся странах.
Цель. Проанализировать существующие практики взаимодействия школа — вуз в зарубежных странах.
Методы. Теоретический анализ был проведен в базах данных: ScienceDirect, Google Scholar и Researchgate. В финальную выборку были включены кейсы партнерств школа — вуз Австралии, Великобритании, Германии, Китая, США, Турции, Индонезии.
Результаты. В статье представлены ключевые практики партнерств школа — вуз, направленные на работу с различными участниками образовательного процесса. Результаты исследования показывают, что целевой аудиторией программ партнерств могут являться как директора школ, представители управленческих команд, учителя, так и школьники, родители. Программы партнерств зависят от контекста, проблем, с которыми столкнулась школа, город, регион, однако все они ставят цель развития школ.
Выводы. Инициативы партнерств школа — вуз направлены на решение следующих задач: сопровождение детей с высокими образовательными достижениями и детей из семей с низким социально-экономическим статусом, низкий уровень читательской грамотности, применение неактуальных педагогических практик и недостаточная квалификация учителей. Более того, авторы статьи подсвечивают комплексные проекты партнерств, которые могут быть частью реформ на уровне региона, федерации или системы образования в целом и нацелены на фундаментальные изменения. Такие проекты отличаются широким спектром воздействия и могут охватывать различные аспекты развития школы.
Щетинина А.И., Павлова М.К., Цатрян М.А. Партнерства школы и вуза: анализ практик по развитию образовательных организаций в зарубежных странах. // Казанский педагогический журнал. 2024. № 3-4. c.86-102
Скопировано в буфер обмена
Скопировать