Правовая культура и правовая компетентность: к вопросу о соотношении понятий

Правовая культура и правовая компетентность: к вопросу о соотношении понятий

Скачать в формате PDF

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.019

Дата публикации в журнале: 28.02.2023

Ключевые слова: культура, компетентность, правовая культура, правовая компетентность, соотношение правовой культуры и правовой компетентности

Для цитирования статьи

Ибрагимов М. Г. Правовая культура и правовая компетентность: к вопросу о соотношении понятий. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. c.172-176

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Ибрагимов М. Г. Казанский (Приволжский) федеральный университет(Казань, Россия)

Аннотация

Актуальность темы обусловлена противоречием между широким применением в педагогической и правовой теории понятий правовая культура и правовая компетентность, с одной стороны, и недостаточно обоснованным пониманием роли и места этих понятий в понятийно-терминологическом аппарате педагогики, обусловленным неразработанностью вопроса об их соотношении. Цель исследования заключалась в выявлении соотношения понятий правовая культура и правовая компетентность. Для ее достижения был проведен метаанализ публикаций по теме (всего были подвергнуты анализу 21 работа (статьи, монографии и диссертации), посвященных изучаемой проблеме.

В статье на основе анализа научной литературы раскрывается сущность и содержание понятий правовая культура и правовая компетентность. Обосновывается соотношение этих понятий. Показано, что общим признаком для них является обладание личностью определенной суммой знаний в области права, умений и определенных навыков и способностей в применении этих знаний в деятельности и общении.

Выделены основные признаки, по которым эти понятия различаются: объем понятия (у понятия «правовая культура» он объективно шире, так как оно описывает уровень и качество правовых знаний и правовых ценностей на уровнях государства, общества, личности; понятие «правовая компетентность» – сугубо личностная характеристика, выражающаяся в совокупности компетенций личности в правовой области); степень охвата жизненного цикла человека (правовая культура развивается на этапах общего, профессионального и различных форм дополнительного образования, в системе неформального и информального образования; правовая компетентность – преимущественно на этапе профессионального обучения и образования и последующей профессиональной деятельности); характер проявления в деятельности (правовая компетентность всегда проявляется через осуществление действий в той или иной конкретной профессиональной или жизненной ситуации; правовая культура как общественное явление может функционировать и в пассивной форме – в виде законов, правил и т.п.).

Для цитирования статьи

Ибрагимов М. Г. Правовая культура и правовая компетентность: к вопросу о соотношении понятий. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. c.172-176

Скопировано в буфер обмена

Скопировать