Воспитательный потенциал художественных практик в духовно-нравственном развитии младшего школьника

Воспитательный потенциал художественных практик в духовно-нравственном развитии младшего школьника

Скачать в формате PDF

DOI: 10.51379/KPJ.2023.160.3.026

Дата публикации в журнале: 26.06.2023

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное развитие, младший школьник, национальный воспитательный идеал, духовные ценности, культура, арт-практика, художественная практика, воспитательный потенциал, искусство, творчество, произведение искусства, художественное общение, рисунок

Для цитирования статьи

Русакова Т. Г. Воспитательный потенциал художественных практик в духовно-нравственном развитии младшего школьника. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.206-212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Русакова Т. Г. Оренбургский государственный педагогический университет(Оренбург, Россия)

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена наличием противоречия между изменяющейся под воздействием кризиса культуры социокультурной средой формирования личности и неготовностью школы менять подходы к воспитанию подрастающего поколения, включаться в освоение новых культурных кодов в новых условиях. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» №809 от 9.11.2022г. актуализирует обращение системы воспитания к традиционным ценностям, что, несомненно, обеспечивает возможности реализации воспитательного потенциала искусства и художественных практик в духовно-нравственном развитии младшего школьника, связанного с формированием ценностных координат. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и ресурсов художественных практик в развитии духовно-нравственных качеств младших школьников и становлении их ценностных доминант. По ходу достижения цели в статье решаются задачи по уточнению эффективных средств духовно-нравственного развития ребенка и определении места искусства среди этих средств; разведению понятий «художественные практики» и «арт-практики» по признаку пользы для целостного образовательного процесса; предложению вариантов использования воспитательного потенциала художественных практик в образовательном процессе начальной школы. Автором сформулированы основные позиции и принципы концепции реализации воспитательного потенциала художественных практик в духовно-нравственном развитии ребенка; раскрыто содержание педагогического процесса, интегрирующего личные, общественные и духовные ценности вокруг смысловых доминант художественных произведений и творческой деятельности; предложено оригинальное решение проблемы интеграции художественных практик в целостный образовательный процесс. Статья предназначена для учителей начальной школы и изобразительного искусства, методистов, решающих вопросы интеграции воспитательных и художественных практик в структуре целостного образовательного процесса.
Для цитирования статьи

Русакова Т. Г. Воспитательный потенциал художественных практик в духовно-нравственном развитии младшего школьника. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.206-212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать