ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728

En Ru
Представления участников образовательного процесса о развитии социально-эмоциональных навыков учителей

Представления участников образовательного процесса о развитии социально-эмоциональных навыков учителей

Скачать в формате PDF

DOI: 10.11621/KPJ-25-05

Поступила: 16.07.2024

Принята к публикации: 05.03.2025

Дата публикации в журнале: 31.03.2025

Ключевые слова: социально-эмоциональные навыки; социально-эмоциональное обучение; педагогическое образование; качественная методология; фокус-группы

Для цитирования статьи

Юрчик Е.Н., Петракова А.В. Представления участников образовательного процесса о развитии социально-эмоциональных навыков учителей. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.80-96

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2025

Юрчик Е.Н. Центр педагогического мастерства(Москва, Российская Федерация)Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»(Москва, Российская Федерация)

Петракова А.В. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»(Москва, Российская Федерация)

Аннотация

Актуальность. Одна из задач современного среднего образования, в соответствии с ФГОС, посвященных личностным и метапредметным образовательным результатам, заключается в том, чтобы способствовать гармоничному социально-эмоциональному развитию обучающихся, поддерживать их субъективное благополучие. Несомненно, большой вклад в социально-эмоциональное обучение вносит учитель, регулярно взаимодействуя с учениками.

Цель. Целью настоящей работы стало проведение поискового исследования, направленного на выяснение того, какими навыками должен обладать учитель по мнению участников образовательного процесса, чтобы успешно реализовывать социально-эмоциональное обучение.

Выборка. В исследовании приняли участие 26 респондентов, которые были стратифицированы на 3 группы согласно их профессиональной роли (студенты педагогических вузов, учителя средней и старшей школы, представители администрации школ).

Методы. В рамках исследования были проведены полуструктурированные интервью, вопросы для которых были подготовлены на основе анализа профессионального стандарта педагога для основного и среднего общего образования (2022), где фокусом внимания стали задачи учителя, соответствующие содержанию социально-эмоционального обучения учеников.

Результаты. Все группы респондентов высказали мнение о важности социально-эмоционального развития педагога для поддержания благоприятной атмосферы в классе и эффективной коммуникации в школьном пространстве, однако полученные ответы оказались тесно связаны с контекстом их актуальной деятельности — учебной, педагогической или управленческой. Так, студенты говорили о выстраивании доброжелательной коммуникации со школьниками и проявлении эмпатии; учителя высказывались про мотивацию и самосознание; руководители школ отметили необходимость развития самопознания и стремления к саморазвитию у педагогов.

Выводы. В ходе данного исследования мы сформировали комплексное представление об уровне социально-эмоциональных навыков учителей с точки зрения участников образовательного процесса. Этот подход представляется особенно актуальным, поскольку в учебных программах педагогических специальностей отсутствуют отдельные дисциплины, направленные на развитие социально-эмоциональных навыков у будущих учителей.

Для цитирования статьи

Юрчик Е.Н., Петракова А.В. Представления участников образовательного процесса о развитии социально-эмоциональных навыков учителей. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.80-96

Скопировано в буфер обмена

Скопировать