ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728
DOI: 10.11621/KPJ-25-05
Поступила: 16.07.2024
Принята к публикации: 05.03.2025
Дата публикации в журнале: 31.03.2025
Ключевые слова: социально-эмоциональные навыки; социально-эмоциональное обучение; педагогическое образование; качественная методология; фокус-группы
Юрчик Е.Н., Петракова А.В. Представления участников образовательного процесса о развитии социально-эмоциональных навыков учителей. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.80-96
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Одна из задач современного среднего образования, в соответствии с ФГОС, посвященных личностным и метапредметным образовательным результатам, заключается в том, чтобы способствовать гармоничному социально-эмоциональному развитию обучающихся, поддерживать их субъективное благополучие. Несомненно, большой вклад в социально-эмоциональное обучение вносит учитель, регулярно взаимодействуя с учениками.
Цель. Целью настоящей работы стало проведение поискового исследования, направленного на выяснение того, какими навыками должен обладать учитель по мнению участников образовательного процесса, чтобы успешно реализовывать социально-эмоциональное обучение.
Выборка. В исследовании приняли участие 26 респондентов, которые были стратифицированы на 3 группы согласно их профессиональной роли (студенты педагогических вузов, учителя средней и старшей школы, представители администрации школ).
Методы. В рамках исследования были проведены полуструктурированные интервью, вопросы для которых были подготовлены на основе анализа профессионального стандарта педагога для основного и среднего общего образования (2022), где фокусом внимания стали задачи учителя, соответствующие содержанию социально-эмоционального обучения учеников.
Результаты. Все группы респондентов высказали мнение о важности социально-эмоционального развития педагога для поддержания благоприятной атмосферы в классе и эффективной коммуникации в школьном пространстве, однако полученные ответы оказались тесно связаны с контекстом их актуальной деятельности — учебной, педагогической или управленческой. Так, студенты говорили о выстраивании доброжелательной коммуникации со школьниками и проявлении эмпатии; учителя высказывались про мотивацию и самосознание; руководители школ отметили необходимость развития самопознания и стремления к саморазвитию у педагогов.
Выводы. В ходе данного исследования мы сформировали комплексное представление об уровне социально-эмоциональных навыков учителей с точки зрения участников образовательного процесса. Этот подход представляется особенно актуальным, поскольку в учебных программах педагогических специальностей отсутствуют отдельные дисциплины, направленные на развитие социально-эмоциональных навыков у будущих учителей.
Юрчик Е.Н., Петракова А.В. Представления участников образовательного процесса о развитии социально-эмоциональных навыков учителей. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.80-96
Скопировано в буфер обмена
Скопировать