ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728

En Ru
Школьный климат в контексте культурного разнообразия: теоретико-эмпирический анализ

Школьный климат в контексте культурного разнообразия: теоретико-эмпирический анализ

Скачать в формате PDF

DOI: 10.11621/KPJ-25-04

Поступила: 27.01.2025

Принята к публикации: 18.03.2025

Дата публикации в журнале: 31.03.2025

Ключевые слова: школьный климат; культурное разнообразие; адаптация зарубежного опросника; коэффициент дискриминативности

Для цитирования статьи

Хайрутдинова Р.Р., Громова Ч.Р. Школьный климат в контексте культурного разнообразия: теоретико-эмпирический анализ. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.58-79

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2025

Хайрутдинова Р.Р. Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Казанский филиал)(Казань, Российская Федерация)Казанский (Приволжский) федеральный университет(Казань, Российская Федерация)

Громова Ч.Р. Казанский (Приволжский) федеральный университет(Казань, Российская Федерация)

Аннотация

Актуальность. В отечественной науке вопросы школьного климата в контексте культурного разнообразия не рассматривались. Отсутствуют как теоретическое освещение, так и экспериментальные исследования по данной проблеме.

Цель. На основе теоретико-эмпирического анализа составляющих школьного климата, связанных с подходом к культурному разнообразию, провести пилотажную апробацию зарубежного опросника «Климат класса в контексте культурного разнообразия» на российской выборке.

Выборка. Экспериментальное исследование было проведено в средних общеобразовательных школах г. Казань и Набережные Челны. Респондентами стали учащиеся 7–8-х классов (N = 67). Выбор школы определялся наличием культурного разнообразия в классах, в том числе доли несовершеннолетних иностранных граждан среди общей численности обучающихся (более 30%).

Методы. В качестве исследовательского инструмента применялся опросник «Климат класса в контексте культурного разнообразия», разработанный зарубежными учеными С. Цивитилло и др. (Civitillo et al., 2017), включающий в себя три шкалы: «равенство», «культурный плюрализм», «критическое осознание разнообразия». При помощи коэффициентов корреляции Пирсона вычислялись эффективность и дискриминативность вопросов по трем шкалам.

Результаты. Первый этап работы состоял в достижении эквивалентности перевода текста опросника на русский язык. Далее проводился подсчет индекса дискриминативности для выявления неработающих и пустых вопросов. Статистический анализ показал, что индекс дискриминативности всех вопросов по трем шкалам находится в пределах от 0,388 до 1.

Выводы. Результаты пилотажного исследования позволяют утверждать, что все вопросы и пункты опросника являются рабочими, то есть эффективными и дискриминативными. Это дает основание в последующем исследовании проверить опросник на надежность, валидность и стандартизацию на российской выборке.

Практическая значимость. Практический результат исследования заключается в возможности стандартизации модифицированной версии опросника для изучения норм и идеологии школы относительно разнообразия. Перспективой работы является создание технологии комплексной экспертизы школьного климата в контексте культурного разнообразия.

Для цитирования статьи

Хайрутдинова Р.Р., Громова Ч.Р. Школьный климат в контексте культурного разнообразия: теоретико-эмпирический анализ. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.58-79

Скопировано в буфер обмена

Скопировать