ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728

En Ru
Развитие англоязычной фонетической компетенции у студентов-медиков

Развитие англоязычной фонетической компетенции у студентов-медиков

Скачать в формате PDF

DOI: 10.11621/KPJ-25-02

Поступила: 22.12.2024

Принята к публикации: 20.02.2025

Дата публикации в журнале: 31.03.2025

Ключевые слова: английский язык; медицинская терминология; произношение; фонетика; ошибки

Для цитирования статьи

Макарова О.Ю., Горбунова О.Ю. Развитие англоязычной фонетической компетенции у студентов-медиков. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.25-41

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2025

Макарова О.Ю. Казанский государственный медицинский университет(Казань, Российская Федерация)

Горбунова О.Ю. Казанский государственный медицинский университет(Казань, Российская Федерация)

Аннотация

Актуальность. Ввиду глобализации коммуникации в сфере здравоохранения иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность выступает значимым средством как непрерывного профессионального саморазвития, так и выполнения профессионального долга в поликультурной среде, где английский язык выступает языком-посредником. При изучении иностранного языка фонетическая компетенция выступает основой формирования комплекса языковых и речевых компетенций. Однако именно восприятие и воспроизведение английской речи вызывает наибольшие трудности у обучающихся. Тем самым определяется необходимость разработки системы фонетических упражнений, направленных на развитие иноязычных слухо-произносительных навыков студентов-медиков.

Цель. Уточнение теоретико-методологических основ развития фонетической компетенции студентов в процессе иноязычной подготовки медицинского вуза на основе актуального профессионально-ориентированного лексического материала.

Методы. Методологическая основа исследования представлена комплексом подходов: компетентностный, контекстный, интегрированный и дифференцированный. Применены следующие методы исследования: анализ научной литературы, индукция и дедукция, метод обобщения педагогического опыта, методический анализ.

Результаты. Представлены примеры фонетических упражнений, основанных как на традиционных методах постановки произношения: ознакомление с артикуляционной характеристикой звуков, упражнения на идентификацию и дифференциацию звуков, использование стихотворных материалов, так и модернизированных фонетико-графических и ритмико-интонационных упражнениях: закрепление изучаемых лексических единиц с фокусом на произношение, транскрипционно-лексический челлендж, успешно применяемых авторами на практике. Отмечается значимость разработки зрительной наглядности для нивелирования устойчивых произносительных ошибок на примере суффикса «-itis». Особое внимание уделяется силлабайзерам (авт.: от англ. «syllabize — произносить по слогам; четко проговаривать»), то есть коротким фразам и предложениям для отработки определенных звуков на основе медицинской лексики, разрабатываемым по примеру скороговорок, но не предполагающим намеренного усложнения их прочтения.

Выводы. С целью комплексного развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов-медиков необходима модернизация фонетического компонента содержания обучения. Целесообразно проведение анализа фонетических ошибок студентов для создания лексического корпуса с целью разработки профессионально-ориентированного фонетического учебно-дидактического комплекса.

Для цитирования статьи

Макарова О.Ю., Горбунова О.Ю. Развитие англоязычной фонетической компетенции у студентов-медиков. // Казанский педагогический журнал. 2025. № 1. c.25-41

Скопировано в буфер обмена

Скопировать