ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728
DOI: 10.11621/KPJ-24-07
Поступила: 01.10.2024
Принята к публикации: 27.11.2024
Дата публикации в журнале: 28.12.2024
Ключевые слова: исследовательская культура; исследовательская деятельность; исследовательская компетентность; инженерная деятельность
Лебедева Н.А., Гришаева Ю.М. Исследовательская культура будущего инженера. // Казанский педагогический журнал. 2024. № 3-4. c.33-52
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Наличие дисбаланса в развитии современной цивилизации, в том числе обусловленного несоответствием ее технологического и культурного уровней, требует изменения моделей поведения и мировоззренческой позиции инженерно-технических кадров, чему способствует формирование у них исследовательской культуры высокого уровня. Однако в настоящее время вопросам становления и развития исследовательской культуры будущих инженеров в научной литературе не уделяется достаточного внимания. Кроме того, развитие исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки инженерных кадров носит фрагментарный характер.
Цель. Цель исследования заключается в раскрытии содержания, а также выделении существенных аспектов исследовательской культуры будущего инженера.
Методы. В качестве ведущих методов исследования использовались: анализ научной литературы и подходов к пониманию исследовательской культуры, формализация дефиниций обобщение, интерпретация и синтез содержательной части исследовательской культуры.
Результаты. Выявлены особенности инженерной деятельности и среды, в которой она реализуется, а также требования к профессиональному инженеру на современном этапе развития общества. Раскрыто сущностное содержание исследовательской культуры будущего инженера и выделены детерминанты, непосредственно влияющие на ее формирование: личностные характеристики индивида, корпоративная культура высшего учебного заведения, его инновационно-образовательная и информационная среды, отраслевая (национальная) научно-исследовательская культура.
Выводы. Исследовательская культура будущего инженера — это сложное динамическое образование, основу которого составляют: сознание индивида, обеспечивающие потребность в созидательной преобразовательной инженерной деятельности личностные качества и опыт, а также присвоенный культурный капитал. Она выступает неотъемлемым аспектом профессионального становления будущего инженера, обеспечивая когнитивный базис и ценностно-мотивационные установки для профессиональной самореализации, инженерного творчества, решения сложных инженерно-технических задач на основе научных методов и приоритета устойчивого развития в техносфере.
Лебедева Н.А., Гришаева Ю.М. Исследовательская культура будущего инженера. // Казанский педагогический журнал. 2024. № 3-4. c.33-52
Скопировано в буфер обмена
Скопировать