Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте

Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте

Скачать в формате PDF

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.025

Дата публикации в журнале: 30.04.2023

Ключевые слова: депрессия, агрессия, психическое здоровье подростков, психогигиена социальной среды, психологическая безопасность образовательной среды

Для цитирования статьи

Ничипоренко Н. П. Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2. c.192-199

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2023

Ничипоренко Н. П. Институт педагогики, психологии и социальных проблем(Казань, Россия)

Аннотация

Статья посвящена исследованию социально обусловленных предпосылок депрессии у лиц подростково-юношеского возраста. Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания образовательной среды, благоприятной для сохранения психического здоровья подрастающего поколения. Цель статьи заключается в изучении взаимосвязей между уровнем депрессии и системой отношений, в которую включены школьники и студенты. Данные мониторинга психологической безопасности образовательной среды были получены методом электронного опроса. Корреляционный анализ выявил наличие статистически достоверных взаимосвязей уровня депрессии со всеми изученными характеристиками.

Психологическая безопасность образовательной среды, позитивный эмоциональный фон пребывания в учебном заведении, доверие и защищенность в группе сверстников, поддерживающие и безопасные отношения с педагогами, отсутствие опыта насилия и травли, удовлетворенность условиями обучения, внешкольная деятельность, благополучная обстановка в семье, чувство патриотизма – все эти социальные факторы обладают протекторным действием в отношении депрессивных расстройств.

Обнаружена высокая коморбидность депрессии и агрессивности. Доказано, что уровень депрессии лиц подростково-юношеского возраста может использоваться в качестве валидного субъективного маркера психологического благополучия личности в социальной, в том числе образовательной, среде. Результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами в решении задач, связанных с организацией экологичной образовательной среды и мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья детей и молодежи.

Для цитирования статьи

Ничипоренко Н. П. Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2. c.192-199

Скопировано в буфер обмена

Скопировать