Адаптационный потенциал зарубежных практик профессионального развития преподавателей высшей школы (на примере Канады)

Адаптационный потенциал зарубежных практик профессионального развития преподавателей высшей школы (на примере Канады)

Скачать в формате PDF

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.004

Дата публикации в журнале: 28.02.2023

Ключевые слова: преподаватели высшей школы, университеты Канады, бенчмаркинг, обобщенная типология профессионального развития педагогов, адаптационный потенциал

Для цитирования статьи

Кац А. С. Адаптационный потенциал зарубежных практик профессионального развития преподавателей высшей школы (на примере Канады). // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. c.46-56

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Кац А. С. Институт педагогики, психологии и социальных проблем(Казань, Россия)

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что системе профессионального развития преподавателей высшей школы требуется модификация. Это определено влиянием российских трендов на приоритетные векторы развития подготовки педагогических кадров в России: тренды быстро устаревают, сменяют друг друга, обновляются. Цель статьи заключается в определении адаптационного потенциала профессионального развития преподавателей высшей школы для его всестороннего изучения и возможной выборочной адаптации в российскую педагогическую практику. Сформулировано, что наиболее значимая проблема изучения зарубежного опыта в России заключается в том, что многие преподаватели высшей школы не понимают актуальность использования зарубежного опыта для своей профессиональной деятельности. Возможным решением этой проблемы могут быть организованные взаимообмены и стажировки, которые помогают глубже понять зарубежный опыт.

Раскрыта сущность «адаптационного потенциала зарубежных практик профессионального развития преподавателей высшей школы», которая заключается в том, что зарубежный опыт является базой для создания отечественных способов исследования, т.е. он изучается с позиции наращивания потенциала отечественных практик, позиционирования российских исследований.

Предложена обобщенная типология профессионального развития педагогов Канады, в которой отражены: специфика профессионального развития педагогов Канады, особенности высшего образования в Канаде, а также социальный статус педагога XXI века. Доказано, что адаптационный потенциал профессионального развития преподавателей высшей школы в Канаде состоит из трех компонентов: всестороннее психолого-педагогическое сопровождение педагогу в процессе карьерного становления; создание разветвленной сети поддержки педагогов (Ассоциации преподавателей, жизнестойкие педагогические сообщества); возможность обучения на рабочем месте. Статья предназначена для педагогов-практиков, ученых-исследователей, аспирантов, занимающихся исследованием зарубежного опыта профессионального развития преподавателей высшей школы в условиях цифровой трансформации.

Для цитирования статьи

Кац А. С. Адаптационный потенциал зарубежных практик профессионального развития преподавателей высшей школы (на примере Канады). // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1. c.46-56

Скопировано в буфер обмена

Скопировать