Типология ситуации формирования социально-коммуникативной компетенции архитектора

Типология ситуации формирования социально-коммуникативной компетенции архитектора

Скачать в формате PDF

DOI: 10.51379/KPJ.2023.160.3.014

Дата публикации в журнале: 26.06.2023

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетенция архитектора, научно-образовательная ситуация, инверсия профессионального сознания, психология архитектурного обучения, этапы архитектурного образования

Для цитирования статьи

Топчий И. В. Типология ситуации формирования социально-коммуникативной компетенции архитектора. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.108-117

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Топчий И. В. Московский архитектурный институт (Государственная академия)(Москва, Россия)

Аннотация

Обучение будущих архитекторов взаимодействию в социально-культурной среде города и междисциплинарном пространстве строительного сектора экономики является актуальной задачей профессионального образования. Современная проектная практика показывает, что в результате ошибочных представлений архитекторов о «социальном заказе» общества, могут быть социальные конфликты и заброшенные городские территории.

В мире накоплен значительный опыт обеспечения социальной устойчивости города за счет согласования архитектурно-градостроительных проектов с представителями разных социальных групп общества и обучения этому процессу студентов архитектурных специальностей. Учитывая интересы разных социальных групп и находя между ними компромиссы, архитектор часто меняет (инвертирует) свои первоначальные представления о будущем проекте.

Что доказывает важность формирования у будущих архитекторов умения критически оценивать имеющиеся профессиональные представления, исследуя изменяющиеся социально-экономические, инженерно-технические, художественно-стилистические и другие ожидания общества от пространственной среды жизнедеятельности. Все эти качества предлагается объединить в социально-коммуникативную компетенцию архитектора.

Статья посвящена разработке системы научно-образовательных ситуаций, обеспечивающих приобретение социально-коммуникативной компетенции архитектора. Автором раскрыта сущность инверсивных процессов в профессиональной ментальности архитектора, означающая смену приоритетов в системе знаний («полей») об архитектуры в результате социально-культурного взаимодействия, дано определение новой, универсальной социально-культурной компетенции архитектора.

Под данной компетенцией понимается умение проектировать устойчивую пространственную среду жизнедеятельности, учитывая интересы разномасштабных социальных общностей, реагируя на новые социально-экономические требования и научно-технические новшества. На основании сравнительного анализа выявлены различия в психолого-педагогических характеристиках этапов обучения будущих архитекторов в одноуровневой и двухуровневой системах профессионального образования. Описаны и классифицированы формы социально-культурных научно-образовательных практик в архитектуре, их зависимость от целей и этапов профессионального обучения и решаемых задач.

Разнообразные типы коммуникативных ситуаций в архитектурной практике сопоставлены с психологическими этапами современной системы подготовки зодчих и распространёнными формами взаимодействия. Ситуации формирования социально-коммуникационной компетенции объединены в систему. Установлено направление развития данного исследования – разработка компонентов содержания социально-коммуникативной компетенции, методов ее оценки, апробации полученных результатов.

Статья предназначена преподавателей и педагогов-исследователей, работающих в области профессионального архитектурного образования и педагогики.

Для цитирования статьи

Топчий И. В. Типология ситуации формирования социально-коммуникативной компетенции архитектора. // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.108-117

Скопировано в буфер обмена

Скопировать