ISSN 1726-846X
eISSN 3034-1728
DOI: 10.51379/KPJ.2023.160.3.031
Дата публикации в журнале: 26.06.2023
Ключевые слова: моббинг, буллинг, виктимное поведение, «жертва», «агрессор», «наблюдатель»
Иванов А. В., Чумаков Д. В. Особенности враждебных коммуникаций и моббинг-конфликты среди подростков в улично-школьном пространстве (по материалам полевого исследования). // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.240-248
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность статьи обусловлена тем, что проблема психологической травли и физического насилия в подростково-молодежной среде в последние годы носит массовый характер. Это определяет необходимость выявления особенностей коммуникаций участников данного конфликта при моббинг-сценариях. Целью проведенного исследования является рассмотрение взаимодействий и коммуникаций «агрессора» и «жертвы» при моббинг (буллинг) атаках. Авторами рассмотрена типовая ситуация конфликта при моббинге, которая может спровоцировать у «жертвы» ощущение социальной беспомощности и незащищенности посредством негативного воздействия на его «публичный» социальный статус со стороны «агрессора», а также психологического или физического насилия, дискредитации его по месту учебы, в семье, в уличном пространстве. Все это приводит «жертву» к социальной изоляции, тождественной состоянию социальной смерти.
Проведенный анализ позволяет отметить, что подростки, ставшие жертвами психологической и физической травли, обычно скрывают произошедшее, не желая обращаться за помощью к взрослым.
Раскрыта сущность моббинг-конфликтов, которая носит для виктимного подростка характер двойного насилия, обычно со стороны «уличных» «агрессоров», которых он может и не знать (вымогательство денег, издевательства), а также внутригрупповые враждебные коммуникации в классе (учебной группе) школы, колледжа или техникума.
Предложена система профилактических мероприятий по снижению уровня враждебных коммуникаций в школьном пространстве и алгоритм действий относительно подростка – «агрессора» для обеспечения безопасности лиц, подвергшихся насилию.
Статья предназначена для учителей средней школы, преподавателей колледжей и техникумов, которые сталкиваются с моббинг-конфликтами в своих учебных заведениях, а также специалистам в области педагогики, психологии и конфликтологии, занимающихся данной проблематикой.
Иванов А. В., Чумаков Д. В. Особенности враждебных коммуникаций и моббинг-конфликты среди подростков в улично-школьном пространстве (по материалам полевого исследования). // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.240-248
Скопировано в буфер обмена
Скопировать