Особенности враждебных коммуникаций и моббинг-конфликты среди подростков в улично-школьном пространстве (по материалам полевого исследования)

Особенности враждебных коммуникаций и моббинг-конфликты среди подростков в улично-школьном пространстве (по материалам полевого исследования)

Скачать в формате PDF

DOI: 10.51379/KPJ.2023.160.3.031

Дата публикации в журнале: 26.06.2023

Ключевые слова: моббинг, буллинг, виктимное поведение, «жертва», «агрессор», «наблюдатель»

Для цитирования статьи

Иванов А. В., Чумаков Д. В. Особенности враждебных коммуникаций и моббинг-конфликты среди подростков в улично-школьном пространстве (по материалам полевого исследования). // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.240-248

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Иванов А. В. Казанский (Приволжский) федеральный университет(Казань, Россия)

Чумаков Д. В. Институт педагогики, психологии и социальных проблем(Казань, Россия)

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что проблема психологической травли и физического насилия в подростково-молодежной среде в последние годы носит массовый характер. Это определяет необходимость выявления особенностей коммуникаций участников данного конфликта при моббинг-сценариях. Целью проведенного исследования является рассмотрение взаимодействий и коммуникаций «агрессора» и «жертвы» при моббинг (буллинг) атаках. Авторами рассмотрена типовая ситуация конфликта при моббинге, которая может спровоцировать у «жертвы» ощущение социальной беспомощности и незащищенности посредством негативного воздействия на его «публичный» социальный статус со стороны «агрессора», а также психологического или физического насилия, дискредитации его по месту учебы, в семье, в уличном пространстве. Все это приводит «жертву» к социальной изоляции, тождественной состоянию социальной смерти.

Проведенный анализ позволяет отметить, что подростки, ставшие жертвами психологической и физической травли, обычно скрывают произошедшее, не желая обращаться за помощью к взрослым.

Раскрыта сущность моббинг-конфликтов, которая носит для виктимного подростка характер двойного насилия, обычно со стороны «уличных» «агрессоров», которых он может и не знать (вымогательство денег, издевательства), а также внутригрупповые враждебные коммуникации в классе (учебной группе) школы, колледжа или техникума.

Предложена система профилактических мероприятий по снижению уровня враждебных коммуникаций в школьном пространстве и алгоритм действий относительно подростка – «агрессора» для обеспечения безопасности лиц, подвергшихся насилию.

Статья предназначена для учителей средней школы, преподавателей колледжей и техникумов, которые сталкиваются с моббинг-конфликтами в своих учебных заведениях, а также специалистам в области педагогики, психологии и конфликтологии, занимающихся данной проблематикой.

Для цитирования статьи

Иванов А. В., Чумаков Д. В. Особенности враждебных коммуникаций и моббинг-конфликты среди подростков в улично-школьном пространстве (по материалам полевого исследования). // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.240-248

Скопировано в буфер обмена

Скопировать