Перспективные тренды исследования международного образовательного опыта в условиях выхода российских вузов из «Болонского процесса»

Перспективные тренды исследования международного образовательного опыта в условиях выхода российских вузов из «Болонского процесса»

Скачать в формате PDF

DOI: 10.51379/KPJ.2023.160.3.005

Дата публикации в журнале: 26.06.2023

Ключевые слова: международный образовательный опыт, Болонский процесс, новая геополитическая ситуация, международное сотрудничество, адаптационно образовательный потенциал, цифровые форматы, образовательный бенчмаркинг

Для цитирования статьи

Трегубова Т. М. Перспективные тренды исследования международного образовательного опыта в условиях выхода российских вузов из «Болонского процесса». // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.39-47

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2023

Трегубова Т. М. Институт педагогики, психологии и социальных проблем(Казань, Россия)

Аннотация

Актуальность исследования обуславливается тем обстоятельством, что выход России из единого образовательного пространства Европы в контексте Болонского процесса активизировал в российском педагогическом сообществе дискуссии о перспективах развития и модернизации отечественной системы высшего образования. Определяющее значение в пересмотре созданной в рамках Болонских требований модели высшего образования имеет синтез всего лучшего, что было создано за последние десятилетия, а также достижений советской системы образования. В связи с этим представляется важным продолжить международное научно-образовательное сотрудничество с университетами дружественных стран и активизировать исследования лучших зарубежных образовательных практик в новой геополитической обстановке.

Цель статьи заключается в определении перспективных направлений (трендов) исследования накопленного мирового опыта и новых тенденций в реформировании высшей школы, выявлении того адаптационно образовательного потенциала, который заложен в них и который может служить ориентиром и ресурсом для трансформации российского высшего образования в новых условиях.

Основными методами исследования явились анализ, синтез, группировки, сравнительно-педагогический анализ, комплексный подход. В ходе исследования осуществлялся анализ открытых данных, размещенных на сайтах российских и зарубежных университетов, аналитических агентств, образовательных порталах европейских университетов – партнеров Института педагогики, психологии и социальных проблем по международным консорциумам совместных проектов в рамках Программы «ERASMUS+», реализованных в 2017 – апреле 2022 годах. Результатами исследования являются определение наиболее перспективных, по мнению автора, направлений изучения международного образовательного опыта, в частности, лучших образовательных практик традиционных партнёров России по международному сотрудничеству (Китай, Вьетнам, страны, неприсоединившиеся к Болонскому процессу), что способствует комплексному видению стратегии развития российской высшей школы в условиях выхода из «Болонского процесса». Статья предназначена для преподавателей вузов, ученых-исследователей, российского экспертного сообщества, занимающегося разработкой рекомендаций для повышения конкурентоспособности отечественного образования и стратегии по реформированию высшего образования в изменившихся геополитических условиях.

Для цитирования статьи

Трегубова Т. М. Перспективные тренды исследования международного образовательного опыта в условиях выхода российских вузов из «Болонского процесса». // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3. c.39-47

Скопировано в буфер обмена

Скопировать